20 июля 2012 года на таможенном посту МАПП Торфяновка впервые в России была подана предварительная информация с использованием QR-кода.

Успешный эксперимент осуществили петербургская компания СТМ, разработчик Интернет-портала для предварительного информирования Fill-Bill, совместно с логистической компанией ЛЦЛТ, таможенным постом МАПП Торфяновка и при поддержке отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного Таможенного Управления.

Необходимость подачи ПИ с помощью QR-кода уже давно обсуждалась на различных семинарах и таможенных совещаниях. Но осуществить на практике идею передачи уникального идентификационного номера перевозки (УИНП) стало возможным только сейчас.

Разработчики Интернет-портала Fill-Bill предоставили своим пользователям возможность генерировать QR-код предварительной информации. В ходе эксперимента декларант внес на портале все необходимые данные для формирования пакета ПИ, получил от таможни подтверждение и штрих-код с уникальным идентификационным номером, зашифровал УИНП в QR-код и переслал все данные водителю. При проходе через МАПП Торфяновка водитель предъявил QR-код инспектору, который без труда считал его стандартным сканером.

Удобство технологии неоспоримое. Для ее внедрения нужно наличие нескольких составляющих:

— возможность программы, в которой формируется пакет ПИ, генерировать QR-код;

— наличие на таможне сканеров штрих-кодов/QR-кодов (МАПП Торфяновка оснащена таким оборудованием);

— наличие у водителя мобильного телефона с возможностью принимать MMS-сообщения.

Сегодня все предварительные сведения подаются на пункт пропуска в электронном виде либо напрямую через портал ФТС России, либо через информационных операторов. Но штрих-код с уникальным идентификационным номером перевозки предъявляется водителем непосредственно в пункте пропуска. И здесь возникают трудности. Уникальный идентификационный номер состоит из 36 символов, включая дефисы. Декларант получает на портале подтверждение пакета ПИ в виде штрих-кода с присвоенным ему УИНП. Дальше он SMS-сообщением отправляет номер штрих-кода на телефон водителя, который, в  свою очередь, предъявляет его инспектору в пункте пропуска. Инспектор вручную вносит все 36 символов в свою программу и после этого получает на монитор предварительные сведения на прибывшее транспортное средство и перевозимые им товары.  Здесь существует большая вероятность, что кто-то из участников данной цепочки может просто ошибиться в наборе номера, что приведет к задержке груза на таможне до выяснения и уточнения обстоятельств.

С помощью предварительной информации, зашифрованной в QR-коде, допустить ошибку в УИНП невозможно.

Теперь все пользователи портала Fill-Bill, разработанного компанией СТМ (Санкт-Петербург), при соблюдении необходимых условий могут генерировать QR-код и, тем самым, сводить к минимуму риск возникновения непредвиденных препятствий для прохождения груза через пункт пропуска.